REAL-REALTY реальная недвижимость

Пришельцы из интернета

Проигрывая конкурентам на рынке интернет-браузеров, норвежская Opera принялась лепить собственный пирог. Нацелившись на мобильные устройства и бытовую технику, она хочет первой установить свой софт на все, что имеет экран.

Америка почти полностью погружена во тьму, две световых точки мерцают в Аризоне и Калифорнии. Европа, напротив, полыхает яркими пятнами. "А вот и Россия",— довольно отмечает Йон фон Течнер, CEO норвежской Opera Softwear. "Россия" отвечает взрывом пикселей на огромном 3D-мониторе в штаб-квартире компании в Осло. Подвижная картинка в режиме онлайн отображает использование браузера Opera на компьютерах разных континентов.

В планетарном масштабе Opera — хронический аутсайдер с 2% рынка, зато в СНГ с 40% — успешный соперник Internet Explorer. С 1 сентября нынешнего года, когда вышла 10-я версия браузера Opera, ее за неделю скачали 10 млн человек. Большая часть скачиваний пришлась на долю пользователей из России и Украины. В самой Opera причину популярности браузера на востоке Европы видят в медленном интернете, когда преимущество в скорости работы оказывается ключевым. Однако для лидера Opera-комьюнити в СНГ Сергея Просяника все сложнее. "Западные пользователи законопослушны, они привыкли либо платить за софт, либо — при наличии бесплатных аналогов — пользоваться ими. Так, они предпочли бесплатный Firefox платной до своей 8-й версии Opera,— говорит он.— На просторах СНГ из-за пиратства сложилась уникальная ситуация: браузеры могли посоревноваться в своих потребительских качествах без привязки к цене продукта. И здесь скорость Opera, возможность экономить трафик и прочие достоинства вышли на первый план".

"Браузер для славян" — соблазнительный, но локальный сюжет для норвежцев с их глобальными амбициями, не реализованными в неравном поединке с продуктами Microsoft и миллионами энтузиастов Firefox.

В начале 2009 года в сети распространился "вирусный" ролик, снятый сотрудниками Google на нью-йоркской Тайм-сквер. Приурочив акцию к первым дням "гугловского" браузера Chrome, они спрашивают прохожих о том, что такое браузер. Одни обыватели полагают, что лучший браузер — это Google, другие считают браузер местом, где совершаются онлайн-покупки. "Люди не вникают в технические подробности разных программ. Поэтому трое из четверых не станут сравнивать Internet Explorer, обычно предустановленный на компьютерах, с его более совершенными конкурентами",— признается Йон. Но сейчас он полон надежд. После 15 лет борьбы за десятые доли процентов рынка Opera разглядела свое будущее в новой концепции браузера.

Фон Течнер верит в браузер для холодильников и микроволновок, браузер — киллер операционной системы и браузер — платежную систему. Из сравнительно небольшого сегмента рынка программных продуктов, который сегодня представляют браузеры, он намерен сделать кросс-платформенный проект, единое технологическое окно в мир персональных устройств и персональной информации. Норвежцы хотят повторить классический трюк Microsoft, когда производитель некогда периферийного продукта (операционной системы) выстроил на базе Windows технологическую империю.

Пицца за $200 млн

"Черт бы побрал эти праздники! Осталась только пицца с анчоусами",— подумал Йон, заглянув в холодильник супермаркета. Магазин перед Рождеством 2002 года был забит покупателями, но вместо того чтобы подбирать подарки близким, основатель главной в Скандинавии софтверной компании нервничал перед встречей с "заморскими гостями". Одна из крупнейших американских компаний предложила ему прилететь в Кремниевую долину на переговоры о покупке Opera. Но билеты в праздничные дни были невыносимо дорогими. "Буду сразу после Рождества",— написал он в письме. "О'кей, мы вылетаем сами",— отреагировали потенциальные покупатели. "Так, ты берешь две упаковки пиццы, а я три",— распорядился Йон, повернувшись к подошедшему вице-президенту по маркетингу Рольфу Ассеву — третьему человеку, устроившемуся в компанию. Погрузив мороженую пиццу в рюкзаки, они отправились в аэропорт встречать похожих на себя гиков, сделавших бизнес в гараже.

Американцев не было. Йон и Рольф тревожно переглянулись, когда последний человек с рейса из Штатов прошел через зал прибытия. "Господина фон Течнера просят пройти в зону частного аэродрома",— раздалось объявление по громкоговорителю. Оказалось, визитеры прилетели на роскошном Boeing президента компании. Увидев такой размах, Йон и Рольф решили достать пиццу из рюкзаков только дома.

Оффер был под стать антуражу — за компанию со штатом в несколько десятков человек, доход которой можно было с легкостью инвестировать в покупку пары квартир на Остоженке, гаражные миллионеры были готовы выложить $200 млн. Впрочем, и сейчас компания с 750 сотрудниками в штате зарабатывает немного: прибыль за 2008 год $21 млн, продажи — $82 млн. Однако покупатели выстраиваются в очередь. "Затем был Google. Сергей Брин и Ларри Пейдж предлагали мне продать им компанию, чтобы не браться за Chrome на пустом месте",— вспоминает фон Течнер. Сразу после того случая с пиццей хорошо пошла Opera Mobile для мобильных телефонов, последовали предложения от Nokia и других производителей. Йону не нравились стратегии развития продукта, выдвинутые покупателями. Они видели браузер не центром, а дополнительным ресурсом своих основных бизнесов. Интернетчики хотели сосредоточиться на десктопной версии браузера, "телефонисты" — на мобильной. "Я отказал им всем",— вспоминает Йон.

Интернет вещей

Первый холодильник с интернетом появился в 2002 году, как раз перед первыми переговорами Йона о продаже компании. "Это были Digital Dios Refrigerator — холодильники с подключением к сети через модем,— говорит представитель LG Юлия Шведова.— Но в России они не раскупались, в отличие от Кореи, где спрос на них велик и сейчас". На первых моделях напичканного электроникой (ТВ, музыкальный центр) холодильника стояла Windows 98 с Internet Explorer. Примерно тогда же Йон понял, что для Opera надо искать новые области применения. Холодильник Samsung за $8 тыс. может скачать рецепт блюда, найдя с помощью геолокации недостающие ингредиенты в близлежащих магазинах. Битва за покупателя смещается все дальше от торговых полок, и в Opera поняли, что предоставить компаниям возможность перехватить клиента, когда он только открывает холодильник,— сильный ход.

Сегодня интернет-морозильники есть в ассортименте большинства крупнейших производителей: GE, LG, Siemens, Samsung. И по сравнению с 2002 годом они подешевели втрое: с $10-15 тыс. до $3-5 тыс. Они соединяются с интернетом через Wi-Fi, но по-прежнему преданы Windows и Internet Explorer.

Правда, сегодня количество экземпляров веб-техни-ки исчисляется лишь десятками тысяч, но Йон верит в их будущее. "Все устройства рано или поздно будут иметь интернет-интерфейс, посредством которого соединятся между собой. А браузер станет универсальным коммуникатором домашней электроники",— делится Йон прозрениями. Задача Opera — стать предустановленным браузером во всех возможных приборах с дисплеем. Так, летом Ford анонсировал установку Opera на компьютеры грузовиков моделей Ford F-150, Super Duty, E-Series и Transit Connect. С помощью доступа к вебу машины превратятся в мобильные офисы для фермеров и экспедиторов, которые всегда смогут иметь перед глазами цифры продаж и заявок, а также рыночные новости.

Познав лень потребителей на опыте борьбы с Microsoft, когда даже перспективы получить лучшую скорость и меньшую глючность не убеждали клиентов отказаться от Internet Explorer, Opera, открывшая новый рынок, действует по модели конкурента: стараясь выиграть партию еще на сборочном конвейере, когда в "железо" устанавливается "софт".

Плати и говори

"Да, туго тебе с наличными придется",— сказали сотрудники Opera, узнав, что корреспондент СФ забыл взять в командировку кредитную карту. Исключительно кредитками в Норвегии принято расплачиваться за все и везде — не только в кафе и магазинах, но также в транспорте, музеях и других местах. На бумажные деньги персонал смотрит с недоверием, словно пытаешься расплатиться фамильным серебром. А чтобы собрать сдачу, оббегают пол-улицы. Привыкнув к безналичным расчетам, норвежцы с трудом переносят деловые и туристические поездки в другие страны, прежде всего, азиатские, где им приходится ходить с карманами, пухлыми от местных мелких денег. "В конце концов, это небезопасно!" — восклицает Йон фон Течнер, предлагающий свой браузер для мобильных устройств как платежную систему — конкурент денег и кредиток.

Мобильник сегодня есть даже у самых бедных. Йон берет в руки телефон: "Говорят, что на подходе поколение, которое не узнает, что такое домашний или рабочий интернет. Точкой входа в сеть станут телефоны и КПК". В самом деле, рынок компьютеров достиг насыщения, едва перевалив отметку в 1,1 млрд машин (данные Gartner). Производство компьютеров, которое стало работать только на обновление парка, в 2009-м сократится примерно на 13,5%. В то же время абонентов сотовой связи все больше — уже 4,2 млрд. "Вы знаете, кто распространяет это настроение: ожидание краха индустрии PC? — спрашивает Йон.— А я знаю: Nokia. И уже только поэтому в такой прогноз не верю. Но вообще рост популярности мобильников — еще один шанс для браузеров".

С появления в 2004 году браузера для смартфонов и КПК Opera Mobile этот продукт установлен уже на 140 млн мобильных устройств. Общее число пользователей Opera Mini (это урезанная версия Opera Mobile, предназначенная для простых мобильников) в августе 2009 года составило 30 млн человек. Среди мобильных браузеров Opera лидирует (26%), обходя даже Safari для суперпопулярного iPhone (23%). Но и к этому рынку у Opera есть свой особый ключик — превращение телефона в платежную систему.

Первый шаг — контракты с сотовыми провайдерами двух десятков стран с самыми значимыми рынками мобильного контента (США, Бразилия, Великобритания, Япония, Китай, Индия, Тайвань и пр.) об упрощении расчетов за него c помощью Opera Mini. В России таким партнером с сентября 2009 года стала МТС. Комиссия Opera при оплате мобильного контента доходит до 30%. По оценке iKS-Consulting, активные пользователи беспроводного интернета составляют около 14-15% от общей абонентской базы российских операторов, а 79% таких пользователей выходят в интернет через Opera. При этом для 55% пользователей мобильного интернета телефон — единственный способ выйти в сеть. Поэтому Opera готовится пойти дальше и предложит клиентам оплачивать мобильным счетом любые продукты в интернете.

"Это вроде платежного терминала. Только деньги списываются не с банковского счета, который в бедных странах не у всех есть, а с мобильного",— объясняет фон Течнер. Opera Mini выступает как интерфейс для доступа к сервисам — от продажи билетов до бытовой техники. Сейчас компания улаживает юридические формальности перед выводом услуги на рынок. В Opera полагают, что при электронных покупках браузер может быть востребован и в странах с развитой банковской сетью в силу большего удобства, чем кредитка. Отпадает необходимость вбивать номер карты, ведь браузер напрямую связан со счетом на мобильнике.

Пиратская "винда"

Конкуренты Internet Explorer никогда не боролись с самим браузером от Microsoft. Проблема была в его встроенности в Windows. В конце концов, браузеры решили доказать ненужность и самой операционки.

Кошмар адвокатов рекордс-лейблов и голливудских студий — технология Unite, интегрированная в новую Opera 10. Она превращает интернет в гигантскую локальную сеть — для прямого соединения с другими компьютерами и обмена с ними файлами больше не нужны онлайн-сервисы и сервера. Уезжая в командировку, на домашнем компьютере можно переместить нужные файлы в папку общего доступа и работать с ними удаленно, например, с ноутбука в лобби отеля.

Для мультимедийного рынка такая сеть p2p — лишняя головная боль о бесплатности контента. Но для Opera — это еще один шаг к реализации браузера как сменщика операционной системы.

"Операционные системы с их набором программ уйдут на второй план, поскольку их основные функции будут выполнять браузеры с веб-сервисами,— говорит директор по стратегии Opera Рольф Ассев.— По такому же пути идет Google. Он строит свою "операционку" на базе браузера для доступа к веб-сервисам". Многолетнее противостояние Windows и Linux может разрешиться само собой новым противостоянием — Opera и Google.

Источник: Ъ-Секрет фирмы


( 0 Голоса )
Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
 

Меню

Ссылки


Торговые площадки аренда коммерческой недвижимости. Коммерческая недвижимость продать.
Заказать аренда коммерческой недвижимости форум. Аренда коммерческой недвижимости хороший магазин.
Рекомендуем вашему вниманию данные интересные и полезные ресурсы, т.к. можно там найти чего-нибудь интересненького.

Навигация


Недвижимость. Советы и новости: торговая недвижимость.

Сайты о недвижимости: торговая недвижимость. Квартира в строящемся доме.

Вход

Полезные ссылки

Вы тут: Главная - Новости - Разные новости - Пришельцы из интернета

Интересные новости

Apple расстроил Деда Мороза

Операторы «большой тройки» заморозили переговоры с Apple по поводу поставок в Россию новой версии iPhone. До конца года поставки этого телефона в страну не начнутся, да и потом их возобновление маловероятно. Причиной стало то, что Apple требовал продавать iPhone 3Gs в розницу по цене не менее 33 тыс. руб. и отказался обсуждать...